Как МФО работают с просроченными долгами?

Как МФО работают с просроченными долгами?

Объединенное кредитное бюро в начале 2016 года представило такую статистику: количество просроченных займов, выданных микрофинансовыми организациями в прошлом году, достигло 26,5 % от их общего числа. Это не так уж и мало, притом что аналогичный показатель в отношении банковского сектора составил 16,8 %.

То, как МФО строит свою работу с должниками, волнует всех потребителей их услуг. Даже в среде постоянных клиентов возникают непредвиденные обстоятельства, мешающие своевременно погасить заем. Что в этом случае предпримет организация?

В первую очередь важно отметить, что работа с просроченной задолженностью требует ее документального оформления. Информация о реструктуризации долга и формировании резервов раз в квартал направляется в ЦБ России для проверки законности предпринятых МФО мер. Деятельность организаций регулируется ФЗ-№ 353 «О потребительском кредите (займе)», и в случае нарушения предписаний им грозит административная ответственность. Законом также предусмотрена очередность погашения обязательств при просрочке выплаты процентов, основного долга и неустойки.

Из этого следует, что микрофинансовая деятельность предполагает не только выдачу гражданам займов, но и определенный алгоритм работы с должниками. Последнее включает в себя своевременное информирование заемщика, взыскание долга, обращение в суд и систему судебных приставов.

Способы взыскания долга МФО

Стоит учесть, что каждая организация придерживается своих методов работы с должниками. Однако в общем виде система выглядит следующим образом:

  • при небольшой просрочке (до 5 дней) сотрудники МФО связываются с клиентом, чтобы проинформировать о задолженности и выяснить причины задержки. Это может быть и банальная забывчивость, и форс-мажорные обстоятельства, повлиявшие на платежеспособность. В этом случае специалисты подскажут, как с минимальными потерями выйти из ситуации;
  • если клиент длительное время не вносит платеж, сотрудники могут предложить ему индивидуальную программу погашения задолженности (включая «заморозку» на оговоренный срок). Такое решение может быть принято в том случае, если сам должник выказывает заинтересованность в исполнении обязательств и предоставляет доказательства потери своей платежеспособности;
  • в том случае, когда клиент не идет на контакт с микрофинансовой организацией, работа с ним может быть передана коллекторскому агентству;
  • последний этап — это разбирательство в суде и взыскание долга через органы исполнительного производства. К этому способу МФО прибегают в крайнем случае, когда должник скрывается и всячески уклоняется от решения долгового вопроса.

Очевидно, что должнику выгоднее решить проблему, взаимодействуя напрямую с микрофинансовой организацией, которая готова предложить приемлемые выходы из положения. В этом случае есть шанс спасти свою кредитную историю и пользоваться финансовыми услугами и дальше.